Давно замечено, что все животные и растения обладают способностью ощущать время, или, как говорят ученые, имеют биологические часы. Ход этих часов тесно связан со сменой дня и ночи, сезонов года и другими внешними побудителями. Стрелки биологических часов сообщают растениям, когда им надлежит зацвести, животным – приступить к охоте, птицам – устраивать брачные «концерты» и отправляться в теплые края, а человеку – проснуться и не опоздать на работу.
Ученые полагают, что сама идея времени возникла тогда, когда наши предки учились думать: ведь ум действует последовательно – мы не можем сосредоточиться сразу же на двух событиях, все впечатления осознаются нами в некоей протяженности. С веками способность измерять время стала необходимым условием выживания организмов.
Человек рождается снабженным биологическими часами, и только по мере становления речи у него появляются вторые психологические часы, позволяющие различать прошлое, настоящее и будущее. Будущее – это то, к чему мы движемся, определенный промежуток между потребностью и моментом ее удовлетворения, образно говоря, расстояние между чашей и губами. Будущее не идет к нам, мы сами идем к нему, прошлое же остается позади.
Так время обрело характер движения. Когда мы не заняты делом, время ползет черепашьим шагом, но оно неудержимо мчится, когда мы поглощены любимым занятием. К слову сказать, первобытный человек на основе своих наивных представлений о времени пришел к выводу о неотвратимости смерти. Инстинкт подсказал ему способы борьбы с небытием, и он «перехитрил» время тем, что увековечил прошлое в ритуалах. Отмечая их, торжественно осуществляя обряды, человек убедился в необходимости измерять время. По меткому выражению Аристотеля, прошлое стало объектом памяти, будущее объектом надежд.
Много труда отдано было учеными поискам таинственных биологических часов. Кропотливые и сложные исследования подтвердили, что живые организмы мерят время периодическими процессами – от кратких, в доли секунды, реакций в клетке, до суточных и месячных циклов на уровне организма, который буквально «пронизан» ритмическими процессами.
Как же все-таки мы отмечаем время? В какой-то мере приблизился к ответу наш соотечественник известный ученый-физиолог И. П. Павлов: головной мозг за день получает раздражение, утомляется, затем восстанавливается. Пищеварительный канал периодически то занят пищей, то освобождается от нее. И так как каждое состояние может отражаться на больших полушариях, то вот и основание, чтобы отличить один момент от другого. Действительно, чудо природы – мозг человека – способен отражать события, длящиеся от тысячной доли секунды до десятков лет. И только поражение определенных его областей стирает следы прошлого, дезориентирует в событиях настоящего и лишает нас возможности планировать будущее.
Как же работают наши внутренние часы, хотя бы на протяжении суток? Вот их ход:
1 час ночи. Мы спим уже около трех часов, пройдя через все фазы сна. Около часа ночи наступает легкая фаза сна, мы можем пробудиться. В это время мы особенно чувствительны к боли.
2 часа ночи. Большинство наших органов работают в экономичном режиме. Трудится только печень. Она использует эти спокойные минуты, чтобы интенсивнее переработать необходимые нам вещества. И прежде всего те, которые удаляют из организма все яды. Организм подвергается своего рода «большой стирке». Если вы не спите в это время, не следует пить кофе, чай и особенно спиртное. Лучше всего выпить стакан воды или молока.
3 часа ночи. Тело отдыхает, физически мы полностью истощены. Если вам приходится бодрствовать, постарайтесь не рассеиваться, а сосредоточьтесь полностью над работой, которую необходимо закончить. В это время у нас самое низкое давление, редкий пульс и медленное дыхание.
4 часа ночи. По-прежнему сохраняется низкое давление. Мозг снабжается минимальным количеством крови. В этот час чаще всего умирают люди. Организм работает на малых оборотах, но слух обостряется. Мы пробуждаемся от малейшего шума.
5 часов утра. Мы сменили уже несколько фаз сна: фазу легкого сна и сновидения и фазу глубокого сна без сновидений. Встающий в это время быстро приходит в бодрое состояние.
6 часов утра. Начинает повышаться давление, учащается пульс. Даже если мы хотим спать, наш организм уже пробудился.
7 часов утра. В это время резко возрастает иммунологическая защита организма. Шанс заражения при контакте с вирусами минимальный.
8 часов утра. Мы отдохнули. Печень полностью освободила наш организм от ядовитых веществ. В этот час нельзя принимать алкоголь – на печень обрушится большая нагрузка.
9 часов утра. Повышается психическая активность, уменьшается чувствительность к боли. Сердце работает на полную мощность.
10 часов дня. Наша активность повышается. Мы в лучшей форме. Появилось желание своротить горы. Такой энтузиазм сохранится до обеда. Любая работа по плечу. Не растрачивайте зря это время на пустые разговоры с друзьями за чашкой кофе. Не распыляйте свою работоспособность, потом уже она в таком виде не проявится.
11 часов. Сердце продолжает работать ритмично в гармонии с психической активностью. Большие нагрузки почти не ощущаются.
12 часов. Наступает первый спад активности. Падает физическая и умственная работоспособность. Чувствуется усталость, нужен отдых. В эти часы печень «отдыхает», в кровь поступает немного гликогена.
13 часов. Кривая энергии опускается. Это, пожалуй, самая низкая точка в 24-часовом цикле. Реакции замедляются. Наступает время обеденного перерыва.
14 часов. Усталость проходит. Наступает улучшение. Работоспособность повышается.
15 часов. Обостряются органы чувств, особенно обоняние и вкус. Гурманы в это время предпочитают садиться за стол. Мы входим в рабочую норму.
16 часов. Уровень сахара в крови повышается. Некоторые врачи это состояние называют послеобеденным диабетом. Однако, такое отклонение от нормы не свидетельствует о заболевании.
17 часов. Сохраняется высокая работоспособность. Активно, с удвоенной энергией тренируются спортсмены. Время занятий на свежем воздухе.
18 часов. У людей понижается чувствительность к боли. Усиливается желание больше двигаться. Психическая бодрость постепенно снижается.
19 часов. Повышается давление крови. Психическая стабильность нулевая. Мы нервозны, готовы поссориться из-за пустяков. Уменьшается мозговой кровоток, начинаются головные боли.
20 часов. Наш вес к этому часу достигает наибольших значений. Реакции на внешние раздражители удивительной быстроты. Водители находятся в прекрасной форме, аварий почти нет.
21 час. Психическое состояние уравновешено. Умственная работоспособность повышена. Этот период времени особенно хорош для студентов или актеров при запоминании текста или ролей. Память обостряется. Вечером можно запечатлеть многое, что не удавалось днем.
22 часа. Понижается температура тела. Количество лейкоцитов – белых кровяных телец – увеличивается. Иногда достигает 12 тысяч в кубическом сантиметре вместо 5—6 тысяч в утреннее время.
23 часа. Мы готовимся к отдыху. В организме продолжается работа по восстановлению клеток органов.
24 часа. Это последний час суток. Если мы легли спать в 22 часа, то наступает время для сновидений. Наше тело, наш мозг подводят итоги прошедшего дня, оставляя полезное, отторгая все ненужное. Вообще же четкому ритму должен быть подчинен весь распорядок жизни, ибо каждый десинхроноз – рассогласование хода биологических часов во времени – вызывает временный разнобой в работе внутренних органов.
Следует помнить, что жизненные ритмы подчинены строгим закономерностям: в начале дня усиливается деятельность сердечно-сосудистой системы, дыхательного аппарата, центральной нервной системы. Чем точнее совпадает с этим подъемом темп рабочего процесса, тем продуктивнее оказывается труд, тем выше выносливость, меньше утомляемость и лучше общее самочувствие. Любое искусственное «подстегивание» работоспособности, в том числе неумело применяемыми лекарственными средствами, способно привести к неврозу. Прием пищи тоже должен по возможности точнее соответствовать ритму пищеварения – нарушение этого правила предрасполагает к гастриту либо язвенной болезни желудка.
Сохранность хода биологических часов – важный элемент долгожительства. Ритмичность – вот что продлевает жизнь. Еще 200 лет назад немецкий врач Хуфелянд, даже не подозревавший о хронобиологии, писал, что главным является не время, когда человек ложится спать, а регулярность, то есть надо постоянно ложиться в один и тот же час. Для современного же человека главное не длительность сна, а его качество – сон должен быть глубоким и спокойным.
Биологические ритмы, как показывают исследования, оказывают существенное влияние на процесс творчества. Так, анализируя музыкальный ритм произведений классиков, ученые пришли к выводу, что музыкальные темы менялись с частотой: у Чайковского – в три секунды, у Бетховена – в пять, у Моцарта – в семь. Если проанализировать взаимосвязь между музыкальным ритмом и памятью на музыку и биологическими ритмами организма, то окажется, что нам нравится и мы легко запоминаем те музыкальные мелодии, ритм которых в наибольшей степени соответствует нашему биологическому ритму. Следовательно, биоритмы являются как бы внутренними камертонами воспринимаемой музыки, и если они совпадают, то человек с удовольствием слушает ее.
В настоящее время на некоторых производствах, особенно при монотонной работе, широко используется музыка. Психологи считают, что это способствует производительности труда и снимает усталость. Музыка дает хороший эффект и при лечении бессонницы и нервно-психических болезней. Знание и учет биологических ритмов важны при организации профилактических и лечебных мероприятий.