Память на всех одна
Крысы - ночные животные, вся их активная жизнь протекает в темноте. Но в этой камере, которую ученые называют шаттл-боксом, разделенным на темную и светлую половины, хвостатые помощники науки упорно страдали на ярком свету, и никакими силами загнать их в родную темную стихию было невозможно. Удивляться нечему: забегая на темную половину, зверьки получали удар электротоком - слабый, но достаточно неприятный. И очень быстро запоминали, что сюда лучше не соваться. В этом и состоит суть эксперимента. Камера находится в лаборатории эволюции механизмов памяти биофака МГУ.
- Еще в 1974 году после долгих экспериментов на крысах мы впервые в мировой литературе опубликовали данные о том, что при формировании памяти, не врожденной, а приобретаемой в процессе индивидуальной жизни особи, в геноме ее нервных клеток происходят определенные изменения, - говорит руководитель лаборатории доктор биологических наук Нина Тушмалова. - С тех пор мы работаем над этой проблемой совместно с молекулярными биологами и цитологами, накопили огромный материал о связи молекулярных механизмов памяти со структурной организацией нервной системы животных. Прежде всего надо было ответить на главный вопрос: в какой степени молекулярные механизмы памяти отражают закономерности эволюционного процесса развития живого существа? Ведь оно постоянно попадает в разные обстоятельства, по-разному реагирует на них, и все это отражается на молекулах их клеток. Можно было предположить, что у простых животных с примитивной нервной системой память формируется за счет одних макромолекулярных перестроек, а у высокоорганизованных за счет других. Однако оказалось, что молекулярные изменения, сопутствующие формированию индивидуально приобретенной памяти, одинаковы у всех - от простейших, не имеющих даже нервной системы, до человека. Конечно, память простейших организмов и человека неодинакова, но процесс запоминания один и тот же у всего живого - начинается и протекает в генах.
- До сих пор многие исследователи связывают процессы памяти с синапсами - нервными окончаниями, которые проводят информацию от одной клетки к другой, - продолжает Нина Александровна. - Но если память существует даже у животных, у которых нет этих нервных окончаний, это означает только одно: внутри клетки уже сформированы механизмы памяти еще на донервном уровне.
А отсюда вывод: память - первое и главное свойство, которым природа наделила живые организмы в процессе их возникновения. Без способности воспринимать, накапливать и использовать информацию, полученную из внешней среды, - а это и есть память - невозможно выжить в нашем постоянно меняющемся мире. Только получив такую способность, первичные комочки протоплазмы - коацерваты смогли вступить на путь эволюции, приведшей через миллионы лет к появлению высших животных и человека. И вела их на этом пути память.
В связи с этим приходится развенчать одно распространенное заблуждение - понятие о так называемой "генной памяти", под которой имеют в виду информацию, пришедшую к нам от предков. Будто мы можем помнить события, приключившиеся с нашими родителями и более отдаленными родичами. Ученые не утверждают, что такие события невозможны, но с генами это никак не связано. Сведения, которые мы получаем из окружающего мира, по наследству не передаются. Более того, экспериментальные исследования, которые коллектив Тушмаловой провел совместно с профессором Ванюшиным из Института физико-химической биологии МГУ, показали, что изменения генного аппарата сопутствуют только накоплению информации. Закончилось воспоминание - и гены приходят в норму.