Все известные неравномерности в оценке человеком скорости изменения времени психологи объясняют особенностями человеческой психики: чем больше мы спешим куда-либо, тем быстрее «летит время»; чем скучнее дело, которым мы заняты, тем медленнее оно тянется.
Это уже влияние третьего фактора, упомянутого ранее (ускорения или замедления биологических процессов в организме).
Психология объясняет часть таких явлений, которые происходят с нами в будничной обстановке.
Но есть существующие документированные свидетельства, объяснить которые особенностями психики невозможно. В них люди не просто голословно утверждали, что их субъективное время сильно ускорялось, а внешнее (земное время) - замедлялось. Ими были описаны увиденные явления, подтвердить которые могла бы только ускоренная киносъемка; всего за доли секунды они совершали в десятки и сотни раз больше работы, чем могли сделать люди с самой хорошей реакцией в обыденной жизни!.. Правда, самому «человеку-молнии» подобные быстрореактивные действия никогда не приносили удовольствия, хотя часто и спасали их от неминуемой смерти.
Речь идет о людях рискованных профессий.
«В 1976 году экипаж летчика-испытателя Марины Лаврентьевны Попович во время полета на Ан-12 по маршруту "Москва-Горький-Ахтубинск" попал в крайне опасную ситуацию: внутри грузового отсека разгерметизировался топливный бак от МиГ-29, на пол разлилось около 4 тонн керосина. Самолет превратился в большую летающую бомбу, готовую взорваться от любой искры. И в этот момент Ан-12 попал в мощный грозовой фронт; яркие вспышки молний окружили беззащитный самолет буквально со всех сторон... В этот-то момент все 12 человек экипажа почувствовали, что их самолет как бы застыл в воздухе, время на борту вдруг замерло...» .
«У другого заслуженного летчика-испытателя, Марка Галлая, при испытаниях истребителя Ла-5 пожар в воздухе все же произошел. В книге "Испытано в небе" он так описывал это летное происшествие: "Откуда-то из-под капота выбило длинный язык пламени... Снизу в кабину пополз едкий сизый дым... Дрогнул, сдвинулся с места и пошел по какому-то странному двойному счету масштаб времени. Каждая секунда обрела способность неограничено, сколько потребуется, расширяться: так много дел успевает сделать человек в подобных положениях. Кажется, ход времени почти остановился!" Заметьте, испытатель пишет "кажется", хотя тут же утверждает, что за считанные секунды сумел проделать огромное количество дел... Спустя много лет, в декабре 1996 года, в разговоре с Галлаем мы вспомнили этот случай, и я попросил его сказать - испытывал ли он за годы своей богатой летной практики впоследствии что-либо подобное, а если да - то сколько примерно раз. "Да раз десять, - был ответ, - наверное, многие летчики, особенно испытатели, сталкиваются с этим не единожды!.."» .
«Летом 1993 года во время воздушного парада на авиабазе Фейрфорд на западе Англии столкнулись в воздухе два истребителя МиГ-29 (почему-то в нашем расследовании марка этого самолета встречается гораздо чаще других). Пилотам для принятия решения и для действий по катапультированию времени осталось меньше мгновения ["РГ" 14.08.1993]. Однако оба - Сергей Тресвятский и Александр Бесчастный - использовали свое мгновение "до конца": оба остались живы и здоровы...» .
1989 год. По телевидению показали короткие для нас кадры (всего в 3-4 секунды), на которых у летящего на минимальной скорости на высоте 92 м вблизи зрительских трибун аэродрома Ля Бурже под Парижем, у нашего МиГ-29 вдруг отказывает двигатель (из-за попадания в него птицы), самолет клюет носом в землю, дает крен вправо, уходит в сторону от людей и взрывается на земле.